вторник, 26 марта 2013 г.

Самый необычный русский пирог

Этот пирог подавали на стол царя, когда приезжали важные гости. Этот пирог являлся обязательным блюдом на свадебном столе любого сословия. Готовился как в доме невесты, так и жениха как символ богатства и благополучия в семье.
Этот пирог необычен тем, что содержит несколько разных начинок и жаренные блины. И называется он «Курник».


В интернете много вариаций рецептов «Курника» и все они сопровождаются пояснением, что делать его сложно и долго. Но на мой взгляд это не совсем так, ведь стоять у плиты и наблюдать как все эти начинки варятся не нужно. Так что если вычесть время подготовительного этапа и время запекания (если Вы, конечно, не прижимаете нос к стеклу духовки пока в ней что-то печется и бдите неустанно :)), то все очень просто, а главное – этим блюдом действительно можно удивить гостей.
Ниже предлагаю пошаговую инструкцию  как это сделать наиболее быстро и легко.
Немножко истории:
одна из обязательных начинок курника – каша. Богатое сословие готовило курник с гречневой кашей. Бедное же использовало пшенку или даже вареную перетертую репу. В наше время курник подают исключительно с рисом, потому что курица идеально сочетается я с рисом. Так же в оригинале рецепта используется вся курица, вплоть до потрохов и гребешка, но мы будем использовать курицу «в чистом виде». :) Знаю, что некоторые рецепты предлагают использовать куриные грудки. Мне кажется так вкус хуже, потому что вся курица позволяет пирогу быть более сочным, а грудки несколько суховаты для такого пирога.
А теперь за дело! :)
Включаем три конфорки и ставим три кастрюли с водой, в каждой варится своя начинка: в первой курица (приблизительно 0.5 – 0.7 кг, это где-то половина средней курицы), во второй рис (150 грамм), в третьей 2 яйца. Курицу и рис солим. А пока все варится, занимаемся своими делами.


В готовый рис добавляем столовую ложку сливочного масла. Сваренные и остуженные яйца чистим, режем мелкими кубиками и добавляем их в рис. Туда же добавляем мелкорубленый зеленый лук.
Варенную курицу рвем руками на небольшие кусочки.
Теперь готовим начинку из грибов. В идеале лесные (у меня бы набор замороженных лесных грибов), но прекрасно подходят и шампиньоны. Нужно 500 – 600 грамм. Сначала в масле тушим мелко нарезанную небольшую луковицу, потом туда же добавляем нарезанные грибы и жарим до готовности. Не забываем посолить.


Пока грибы жарятся, замешиваем обычное тесто на блины и жарим 5 больших блинов. Они буду прослойками между начинками.
А теперь тесто для самого пирога. Можно использовать покупное (любое, какое нравиться), а можно сделать самим. Я использовала дрожжевое тесто из рецепта майорского пирога «Тремпо», прекрасно подходит.
А теперь включаем духовку на 200 градусов и начинаем собирать пирог. Классический курник имеет форму полусферы. В идеале нам нужна круглая форма диаметром чуть больше блинов. Но у меня такой формы не было и я использовала обычную прямоугольную. Но поскольку блины у меня все равно круглые, то пришлось просто пожарить больше блинов и укладывать их так, чтобы покрывали всю прямоугольную поверхность.
А теперь так: тесто делим на 2 части (соотношение 1/3 и 2/3). Меньшую часть раскатываем и выкладываем в форму, а на нее высыпаем половину риса. Распределяем равномерно, сверху укладываем блин.
Выкладываем половину второй начинки (курица) и опять сверху блин.
Выкладываем третью начинку из грибов (тоже половину) и опять сверху блин.
Теперь повторяем еще раз все три слоя с начинками и блинами:
рис – блин – курица – блин – грибы (перечитала формулу, эти блины как мелкие ругательства между начинками :)). Все начинки и грибы в пироге.


Теперь делаем «крышку»: раскатываем вторую часть теста и покрываем пирог защипывая со всех сторон так, чтобы нигде не было открытого участка. А теперь нужно сделать либо несколько проколов, либо по центру сделать небольшой крестообразные надрез и влить в него пару ложек куриного бульона (меня с надрезам вечно не лады так что я просто последний слой немножко поливаю бульоном).
В старину для основы пирога использовалось обычное пресное сдобное тесто, потому что на нем хорошо держался рисунок. Пирог ведь обязательно украшали фигурками из теста и каждая несла какой-то смысл. Так, на свадебном пироге фигуры людей означали пожелания большой крепкой семьи, цветы – радость, изба – богатство. Но сейчас курник редко когда украшают.
Готовится пирог в духовке очень быстро, у меня получилось что минут 25-30, начинки-то все готовые. Резать удобно хлебным ножом – тогда все слои не рассыпаются и пирог красиво смотрится. Мне понравился, необычное сочетание вкусов: кажется, что одновременно ешь несколько вкусных пирожков :)


Описание получилось объемным потому что подробное с моими заумностями и замечаниями. :) На самом деле на все про все без этапа варки и запекания ушло не больше часа и то из-за того, что я возилась с тестом и пришлось жарить много блинов для прямоугольной формы. А рецепт рекомендую тем, кто любит удивлять гостей и кто ценит домашнюю выпечку.
Приятного аппетита, Друзья! :)

20 комментариев:

  1. Спасибо, Катенька. И правда не сложно. А мои ребята-то как будут рады!

    ОтветитьУдалить
  2. Катя, спасибо! У меня был рецепт, но немного другой. Попробую этот, пока читала слюнки текли

    ОтветитьУдалить
  3. Катюша, спасибо! Видела как-то в передаче "Поедем- поедим" :) Намотала на ус. Думаю, как-то сделать своим такую вкуснятину. :) У тебя так хорошо всё рассказано, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. если Вы, конечно, не прижимаете нос к стеклу духовки пока в ней что-то печется и бдите неустанно

    Это - про меня. Когда я впервые приехала в гости к французам, увидела у них духовой шкаф и в нем пекся пирог. Я не знаю - почему, но я застыла и долго смотрела как оно там внутри печется, поднимается и крутится. На что хозяйка засмеялась и сказала мне, что ее собака тоже так делала и это - не телевизор!
    Пирог вкусный, жаль приготовить некому - моя семья вся на диете. Но на заметку взяла.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за этот пост, Катя.Уже поставила три кастрюльки))) Вдохновила простота рассказа. Я двсегда думала что мне не посилам

    ОтветитьУдалить
  6. Мы тоже готовим курник. :) Особенно люблю его за универсальность рецепта. Чаще всего я даже не придерживаюсь каких-то правил при выборе начинки, просто сую все, что найду в холодильнике. :) Например, картошка, колбаса или фарш, консервированная рыбка, варенное яйцо, грибы, лук и всевозможная зелень и специи...
    Только вот тесто мне больше нравится бездрожжевое: 5 стаканов муки, пачка маргарина на терку, полстакана кефира, 2 яйца, ч.л. соли.

    ОтветитьУдалить
  7. Эх.....пост начался....ну да ладно-потом поем)))Спасибо за рецептик))))

    ОтветитьУдалить
  8. да-да, обязательно попробуйте! Это просто и необычно! :) приятного :)_

    ОтветитьУдалить
  9. спасибо за рецепт, скоро обязательно попробую. а почему у вас нет фотографии целого пирога при такой толщине очень интересно посмотреть какая форма получилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Думаю, фотография с коричневым прямоугольником теста не особенно покажет размер. :))
      Сходила померяда форму: 21*26 см, высота пирога была что-то около 8 см.

      Удалить
  10. А я с самого детства считала, что курник - это национальный болгарский пирог. Но, может быть, у них другой курник...
    Спасибо за рецептик!

    ОтветитьУдалить
  11. Катюш, вот кто гостя может удивить, так это ты! Ничего себе - высота пирога 8 см!
    Никогда в жизни не ела курник. А ведь в нем всё, что я люблю - курица, блины, грибы... Глядя на фотографии, хоть слюнки попускала.)))

    ОтветитьУдалить
  12. спасибо большое за описание и рецепт! я тоже его никогда не ела, но теперь точно приготовлю!

    ОтветитьУдалить
  13. Готовлю курник по праздникам - очень вкусный и быстро делается (не смотря на обилие ингредиентов).
    Катя, спасибо, что напомнила про него - давно не готовила, пора повторить :)

    ОтветитьУдалить
  14. ООООООООООООООООООООООООО!
    Я есть немного аПалдЕЕЕть! Я, я!))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  15. :)
    Приятного аппетита у пусть все запланированные курники получатся :)

    ОтветитьУдалить
  16. Все время "обходила" стороной рецепт курника именно из-за кажущейся сложности. А почитала твой пост - действительно, не так уже и сложно:) Я носом к духовке не прикладываюсь - наоборот люблю все блюда запекать именно потому, что пока в духовке печется, есть время заняться чем-то другим:)

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо большое, вчера попробовала испечь, очень понравился всем и мне тоже. Боагодаря твоему описанию он действительно не сложный в исполнении. Еще раз СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что понравилось и рецептик пригодился. наздоровье!

      Удалить