Страницы

понедельник, 29 апреля 2013 г.

Высшее образование в Германии. Плюсы и интересные факты.

Поскольку мое появление в Германии связано с тем, что супруг получает второе высшее здесь, то я решила написать это пост. Я не буду утверждать, что все ниже сказанное подходит ко всем странам или ко всем вузам Германии. Просто хочу дать пищу для размышления тем, кто хотел бы отправить своих детей учится заграницу, но думает что это сложно, дорого и трудновыполнимо. Это не так.
И прежде всего замечу: это абсолютно выполнимо и по силам каждому желающему. Дело не столько в финансовых возможностях, а именно в желании.
Сначала патриотический момент. :) Я и мой супруг получили первое высшее в известных вузах и мы оба полагали, что наше (постсоветское грубо говоря) образование самое лучшее. По крайне мере, нам так всегда внушали. Одним из доводов было то, что вот сколько иностранцев едут к нам учиться. Разбиваю этот миф: иностранцы едут учится заграницу также часто, как и в Россию и Украину, даже наверное больше.
То, что наше образование самое лучшее – это, увы, миф. Мой супруг окончил один Московский университет с красным диплом, защитил магистерскую программу и на момент окончания вуза имел два своих патента. Но когда он начал обучение в немецком вузе, то был приятно шокирован уровнем образования и вообще системой преподавания. Здесь все делается для студента, все, чтобы помочь студенту учится и получить ему как можно больше новых знаний.
Все ниже сказанное я привожу на примере одного из лучших технических университетов мира «Технический университет Мюнхена» (TUM). Здесь супруг получает специальность, тесно связанную с медициной и программированием. И вот самое первое, что шокировало – уровень медицины (его специальность тесно связана с ней). Все лекции ведутся на английском и немецком языке и первое время это было сложно. Но при попытке найти хоть какую-то литературу по этому предмету на русском языке оказалось практически невозможно. С грустью думаю, как сильно наша страна отстала в этом плане и как много знаний просто недополучают наши медики. А ведь это не секретная информация, просто система лекции постоянно корректируются чтобы дать студентом самые новые знания и донести последние открытия и разработки. Соответственно это возможность спасти жизни многих и многих людей на практике.
Лекции. Здесь их не принято писать. Ты приходишь на лекцию именно слушать и по ходу объяснения задаешь лектору вопросы. Я вспоминаю свои студенческие муки, когда нужно было успевать записывать за лектором и еще пытаться вникнуть в то, что он говорит. А еще этот дикий бред, когда некоторые преподаватели требовали в конце семестра показывать полный конспект своих лекции и желательно красиво оформленный! Никогда не понимала этой глупости и почему это должно влиять на оценку. Так что система ведения лекций за границей мне кажется намного более грамотной – все внимание сосредоточено на изучении предмета. Сам материал лекции каждый преподаватель должен за несколько дней до занятия выложить на специальный сайт и все студенты скачивают лекции и, предварительно просмотрев дома, либо распечатывают, либо пользуются ими в электронном виде просто приходя на лекции с ноутбуками. Все аудитории снабжены для этого необходимой техникой. Таким образом ознакомившись с материалом дома, на лекции легче разобраться в сложных вопросах, а не наоборот: сидя дома разбирая коряво написанные строчки думать: «что же лектор имел ввиду?» Некоторые лекции можно купить заранее одним конспектом за символическую плату, но это зависит от политики кафедры.
Странное для меня правило: в аудиториях во время лекции можно есть и пить. То есть в порядке вещей прийти на лекцию с кофе и булочкой. Хорошо это или плохо не мне судить.
Еще один важный момент – ходить или не ходить на лекции – только твое право. Преподаватель не может тебе делать замечание, если ты приходишь или уходишь когда тебе вздумается. Делай что тебе нужно, только не мешай другим учиться. Хорошее правило!
И теперь самый важный момент по самой учебе в общем: никто никогда не списывает! Серьезно! Это просто считается неприличным и это, на мой взгляд, правильно. Меня всегда возмущало, что ты можешь всю ночь корпеть над какой-то работой, а потом кто-нибудь, просто берет у тебя списать. И ведь вроде не откажешь, иначе натолкнешься на: «тебе что, жалко?» Вообще-то, да, жалко. Я потратила свое время, готовилась, училась, напрягла мозги и получила результат. С чего вдруг мне делиться своими мозгами с бездарем, который тратит время на развлечения и потом получит диплом? А если он врач и мне придется прийти к нему на прием, ведь из этого ничего хорошего не выйдет. Я знаю, я, к сожалению, несколько раз серьезно страдала от ошибок врачей. Так что подобные «специалисты» пугают меня особенно сильно в среде врачей и учителей. Но тут срабатывает наш советский менталитет: «все общее, все народное». А ведь вдумайтесь – это же глупость! Ведь если бы все умницы-отличники стояли на своем и не давали списывать прохиндеям, то возможно бы их отсеивали еще на первых курсах (правда еще бы пришлось разобраться с проблемой взяток), но зато у нас было бы намного меньше дипломированных людей ничего из себя не представляющих.
Но еще немного о списывании. Я не хочу сказать, что здесь каждый сам за себя. Нет. Если ты хочешь учится – учишься, но вот что-то не получается, то конечно тебе помогут и подскажут, но не будут давать просто тупо списать. «Дайте голодному не рыбу, а удочку и покажите как ей пользоваться». Да и собственно никто списыванием не будет заниматься, потому что срабатывает элементарное: ну вот сейчас спишу, и потом, а дальше что? Выйду на работу и кто за меня это делать будет? А значит я не получу свою хорошую зарплату.
Самым главным отличием в образовании является то, что человек, получивший его здесь понимает, что если он будет хорошо учиться, то он будет иметь хорошую высокооплачиваемую работу абсолютно точно. То есть образование получают не потому что «родители заставили», «так надо» или в результате откоса от армии, а потому что образование однозначно обеспечит хорошую жизнь. Увы, наши вузы этим похвастаться не могут. Помните наш анекдот: чтобы плохо жить, нужно 5 лет хорошо учиться. Вот-вот…
Подводя итог это части могу сказать, что конечно иногда удается устроиться на хорошую работу и у нас (имею в виду Россию и Украину), но это сложно. Особенно молодому специалисту. Но и будем честными до конца: у нас очень мало хороших специалистов потому что «высшее образование» для многих студентов не осознанный выбор, а скорее желание родителей. В результате пяти лет «учебы» есть диплом, а нет мозгов. У каждого из нас есть друзья или родственники с дипломом о высшем образовании, который ничего не стоит. У меня есть такие: они замечательные интересные люди, хорошие друзья, но не очень хорошие специалисты. К одной своей знакомой я никогда не пойду лечится - чувство самосохранения выше. Но она ведь лечит других! И самое страшное, что она убеждена, что хороший врач потому что у нее есть диплом.
В следующий раз расскажу о студенческом союзе и сколько стоит семестр  учебы и общежитие, взятках, приеме экзаменов и сколько получает человек с дипломом.

P.S. Особо рьяные спорщики по отстаиванию нашей системы обучения!
Только не надо обвинять меня в отсутствии патриотизма. Мне и моему мужу выпала уникальная возможность попробовать высшее образование заграницей и на родине. И я своими постами ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ и показываю разницу, а не отговариваю поступать у нас. У людей должен быть выбор при определении будущего для своего ребенка.
Самое страшное – прожить жизнь бездарно и не счастливо, если в начала не правильно выбран ориентир.

Интересной недели! :)

44 комментария:

  1. Какая полезная статья!!!
    Спасибо большое!!!
    Я уже мужа настраиваю, чтобы дети получали образование за границей. И он согласен, так как понимаем, что у нас ловить нечего((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, по правде сказать до переезда в Германию я с пеной у рта доказавала какое у нас хорошое образование (видимо большую роль сыграло то, что у меня были очень хорошие лекторы и требовали именно учиться, а не "позолотить ручку"). Но теперь я вижу разницу между получением знаний и как много студенческие союзы делают для студентов здесь. все эти программы помощи учащимся очень грамотные. в следующий раз расскажу.

      Удалить
    2. Не, я на своем опыте знаю продажность наших ВУЗов(((((
      А знакомая отправила сына в 15 лет заканчивать школу на Мальте. Так ее сын говорит, их школа и наша - небо и земля!!!
      Я бы и жить за границей не отказалась, но нам это не светит)))

      Удалить
  2. спасибо. Очень интересно было читать.

    ОтветитьУдалить
  3. Видимо так и должно быть).. Я имею в виду смысл высшего образования. Непонятно только, почему у нас так.
    Хотя вот, я 5 лет проработала в школе - такого маразма еще поискать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. менталитет! Думаю, все дело в нем. Здесь деток с детства учат быть индивидуальностью, а не стараться быть как все. Нет вот этого вдолбленного нам: "все общее", поэтому каждый знает, что успех зависит только от него и он не обязан никого тянуть и чувствовать себя виноватым, если умеет что-то делать лучше.
      ПРо школу -полностью согласна! У меня был опыт преподавания.... от некторых "учителей" и их знаний пребывала в шоке.

      Удалить
    2. Да я даже не про учителей, там где я работала большинство были чудесными, не без исключений, естественно).
      А вот сама система - управление образования со всеми их закидонами, море всяких ненужных отчетов для галочки, отвратное отношение.. Много всего было). Никогда не пожалею, что ушла оттуда).

      Удалить
    3. знаешь, это конечно напрягает: совершенно никому не нужная показуха с отчетами, но я согласна на них если будут нормальные учителя. А то учитель информатики, который обматывает мышки и мониторы целлофаном чтобы дети не испачкали или учитель биологии, который заканчил ПТУ на бухгалтера - это ужас.

      Удалить
    4. Ну, скорее первое - потому что учитель отвечает за кабинет, а мышки им возможно раз в 10 лет меняют - это реально может быть.
      А второе - потому что за зарплату в 5 тысяч рублей нормальный человек не пойдет трудиться. Тем более с детьми.

      Удалить
    5. даже если учитель отвечает за кабинет это не повод лишать детей нормального обучения -ведь сквозь монитор в целофане много не увидешь. да и мышка в целофане не работает. Но дело было не в этом: просто учительница - пожилая тетка -сама не умела работать на компьютере и не хотела учиться. а остаться в школе хотела. Вот и ее альтернатива -сама не уйду, но чтобы дети не сломали пусть все будет в целофане.

      Удалить
  4. Катюшка, спасибо за интересную статью. Просто невозможно смотреть, что делается с нашим образованием(в том числе), с нашими детьми(я из Украины). Очень хочется, что бы дети получили лучшее. Просто диву даешься, читая факты из жизни Людей за границей!!! Вот и меня больше всего добивает, что всю жизнь нам впаривали, что ты - самые-самые и краше нас нет! Это самое обидное. Буду с нетерпением ждать продолжения этого поста.

    ОтветитьУдалить
  5. Ух какой пост! :) С интересом прочитала!
    Я учусь только на втором семестре, и уже начинаю привыкать к совершенно другой системе образования. Плюсов много! Можно выбирать себе семинары по обязательной теме, но согласно твоим интересам (я от этого просто балдею! т.е. учишь, что тебе интересно); выкладывание профессором лекций на сайте облегчает понимание материала; различные курсы для студентов, мероприятия... В общем тебе предоставляют все возможности, чтобы выучиться, а ты уже сам решаешь как и когда ты прийдешь к завершению.
    Но есть один большой минус - не хватает всем желающим мест на семинары! Из-за неограниченного набора студентов на разные факультеты. В России такого не было. Но в принципе и к этому можно приспособиться, побегав за профессором с просьбой взять тебя на семинар :)

    А вот школьное образование по моему мнению в России лучше. Я на преподавателя училась там и здесь сейчас тоже, и пройдя практику в школе, отметила, что знаний в России дается больше. Даже дети, приехавшие из России, в немецкой школе преуспевают в точных науках по сравнению со своими сверстниками. Т.е. как я понимаю, в Германии школа направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, а потом уже на знания.

    П.С. Катя, сорри за огромный комментарий, не могла пройти мимо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты чего, не извиняйся! Блоги и нужны для общения так что пиши хоть самые длинные комментарии - я не против :)
      Про школьное ничего не знаю, но слышала, что она очень отличается он нашего, построенно по-другому.
      у нас некторые курсы тоже по очереди так как много желающих, но в принцыпе их же можно менять местами и муж что не успел взять в прошлом семестре берет сейчас.

      Удалить
    2. Может частично Инна и права, но из своего опыта могу сказать, что когда мы прияхали в Германию я училась в девятом классе, поcадили меня сначала в Hauptschule в восьмой класс. Там уровень конечно ниже, а поразило меня то, что в классе не было ни одного ученика читавшего по слогам. Даже те, кто плохо учились, читали быстро и внятно, чего я не могла сказать о наших двоечниках. Потом через два месяца меня направили в гимназию, а там уровень обучения уже гораздо выше. Математика - да, кое-что я уже знала, химия тоже, но достаточно быстро мы это догнали. А потом классы 11-13, там уже программа этих предметов точно не школьная.
      Еще программа обучения разная в самих землях Германии, например Баварии и Cеверной-Рейн вестфалии тоже отличается.
      А в университете да, там вообще главное самодисциплина, и самоорганизация, тоже испытала на своем опыте.

      Удалить
    3. ну накатала))
      Кать, спасибо за пост))

      Удалить
    4. В 8-ом классе по слогам???? такое бывает? ну до 4-го я еще могу понять, но в 8-ом?! Мрак.
      СПАСИБО за подробности о школе, интересною

      Удалить
    5. Были и такие. Да даже не восьмой, а девятый. Но это конечно исключения. Дома у таких поддержки в учебе никакой не было.

      Удалить
    6. ну у меня младшая сестра и щас по слогам читает... 30 лет...блин... не было у нее любви к чтению, может по началу трудности развития не давали (ее не пустили в школу 1988 году из-за задержки речи со своими шестилетками)
      и муж, высшее (прикол педагогическое (матем) образование вчера как дочери стих читал чуть уши не повяли, хотя читает больше моего (ему ж не надо после работы ужин и на завтра для первоклашки одинокой дома еду готовить)

      Удалить
  6. Очень интересный пост. Мне посчатливилось закончить вуз в калифорнии. Действительно, подход к образованию совершенно другой. Знания более конкретные, не абстрактные. Нету ненужных предметов -- то есть ты сам выбираешь какие предметы включить в свою программу и обсуждаешь это с администрацией. Списывать у других не принято. Но сейчас с появлением интернета некоторые копируют чужое как свое (плагиат иногда случается). За это наказывают (не получишь зачет).
    Минусы: очень дорого, люди залазят в страшные долги, потом пол жизни расплачиваются за себя, а потом еще и за своих детей).
    Нету гарантии, что сразу найдешь хорошо оплачиваемую работу по специальности. Это как повезет. Тоже нужны связи. А еще предпочитают тех у кого уже есть опыт работы. Такие дела.
    Еще раз спасибо, всегда было интересно узнать как работает образование в Германии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. при выборе вуза у нас был выбор из тройки лучших по этому направлению: США, Германия и Япония. От США отказались именно по причине дороговизны, хотя их медико-технические факутеты на первом месте. Хотя может еще попадем в штаты - Германия практикует программы по обмену или просто наработки опыта в США для своих студентов.

      Удалить
  7. Катьша спасибо!!!!! интересно,как всегда-
    буду ждать продолжение)))
    а наше образование-
    увы-дочь-отучилась 1,5 в мед.академии-ушла-
    там больше взятки брали,а не учили-
    + сама теперь врачкем почти не доверяет(((
    а на психолога заканчивает-так так и есть-кто то пишет-а кто то потом списывает....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да,увы, взятки очень большая проблема в обучении. :(

      Удалить
  8. Я закончила KIT (тогда, когда я училась он входил в тройку лучших Унивеситетов Германии (после TUM, конечно) :).
    И что я могу сказать? Образование здесь действительно очень-очень качественное. И просто на дурачка, проскочить и получить диплом не получится. В нашем Уни 15-20 % от поступивщих заканчивают... Да, на лекциях можно делать, что угодно и даже на них не ходить. На экзамене всё равно всё (и даже больше!) спросят. Здесь никто ни за кем бегать не будет. Ты можешь вообще не ходить, оценка только на экзамене. Здесь часто другая проблема: на лекции дают одно, на практическом занятии другое, а на экзамене спрашивают совсем уже третье. И об этом нужно помнить перед каждым экзаменом и инвестировать много-много дополнительного времени. Короче, просто прослушать и выучить лекции для сдачи предмета совсем не достаточно!
    Если вы решили учиться в Германии, я бы посоветовала не ехать сразу в элитные Университеты, а получить образование в простых не таких этаблированных Университетах, в Восточной Германии, к примеру, больше шансов, что вы закончите и не вылетите через два года. :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я исхожу из того, что мужу засчитали, как минимум Vordiplom, а как максимум Бакалавра и самую стрессовую часть обучения он здесь уже не переживает. В высших семестрах предметы, как правило становятся очень интересными и легче сдаются экзамены. Унивеститетам не надо уже подпивать квоту студентов :-).
      Желаю мужу дальнейщих студенческих успехов!!!
      Пы.Сы. Врачи здесь тоже делают ошибки, к сожалению никто от этого не застрахован :(

      Удалить
    2. Ну ты прям часть моего следущего поста описала :) Да-да, тут много надо учиться самостоятельно и это не привычно. Ведь у нас преподаватали не спрашивают больше того, что дают.
      Муж вучится в магистратуре, но я не могу сказать что у него все просто (может зависит от направления?). Он учиться 12-15 часов в день и 6 часов в воскресенье (институ+дома). так что у нас напрочь отсутсвует понятие "выходные". :)
      Несомненно исключения бывают везде - это я о врачебных ошибках. Но в нашей стране это скорее уже закономерность,ав не исключение. У меня они происходили за посление 7 приемов 5 раз.

      Удалить
    3. Я учила и бакалавра, и магистратуру. Так вот магистратура, это очень сложно, это 15 часов в день без выходных и всё такое прочее, но это всё равно легче, чем первые четыре семестра, когда выкидывают из Университета всех подряд, а в медицине некоторые вообще не выдерживают и сами прыгают с крыши... :(
      Поэтому ещё раз поздравляю с тем, что у муж учиться в магистратуре!!! :-)

      Удалить
  9. Спасибо, Катя, было интересно почитать Ваш пост.
    Насчет последней фразы Вашей хочу добавить: когда человек сам искренне выбирал, а потом понял, что ошибся - еще не самое страшное. Пожалуй, страшнее, когда некие обстоятельства не пускают человека идти тем путём, которым он хотел бы идти и ломают ему жизнь (например, инвалидность самого человека, политика государства по отношению к определенным группам граждан в разные исторические периоды, да те же репрессии, к примеру, и еще многие вещи).
    Я пишу об этом, потому что всё это и сейчас актуально "для России и Украины".
    Вот таких людей стоит пожалеть, т.к. это - страшнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, я с вами и соглашусь, и не соглашусь :)
      "сам искренне выбирал, а потом понял, что ошибся - еще не самое страшное" - с этим соглашусь полностью.
      А вот со вторым утверждением -нет. Если обстоятельства не пускают идти заданным путем о котором мечтал, то надо либо менять обстоятельства, либо меня путь. У меня так и было. Я совсем недолго проработала по специальности - мой диагноз и моя инвалидность помешали мне двигаться дальше. Я порастраивалась, а потом решила , что раз я не могу изменить обстоятельства, значит пора помнять путь. И знаете, сейчас я очень довольна тем, чем занимаюсь, хотя это совершенно противоположно моему первому образованию. :)

      Удалить
    2. Вы молодец, Катя, уважаю Ваше отношение к жизни и обстоятельствам. Успехов Вам и мужу!

      Удалить
  10. Спасибо, Катюш. Интересно узнать мнение человека, увидевшего обе стороны луны

    ОтветитьУдалить
  11. Очень интересно!
    В точку про наши лекции :) мы как в прошлом веке живем. Особенно мне нравится: пишешь, пишешь лекции а перед экзаменами преподаватель. У меня издана книга, можете взять для подготовки к экзаменам. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ага :)
      а кто понаглее, то так: "у меня издана книга и кто не купит не сдаст экзамент" :)

      Удалить
  12. Катя, большое спасибо, очень познавательно!!!

    ОтветитьУдалить
  13. А у нас в Ставропольском Государственном Университете уже года 2 такая же система образования действует, при поступлении сразу говорят, чтобы родители готовили нетбуки, потому как их дети лекции писать не будут и так же можешь некоторые курсы лекций (так называемый дополнительный) прикупить, если считаешь нужным. Но вот от взяток конечно наши институты, а особенно меды, никогда не избавятся:(((.
    Не хочу обидеть ни в коем случае никакую нацию, но это случай реальный, поступает дагестанец в мед с баллами по ЕГЭ в количестве 310, сам по русски писать вообще не может. Ему в приемной комиссии говорят тебе 10 баллов на сдачу что ли дали? А что не так, сколько надо? Максимум допустим 300 баллов!!! Хорошо, ясно, будет сделано и через час привозит 300 баллов, и таких с гор много:(((.

    ОтветитьУдалить
  14. очень интересная статья!!!
    Вот поэтому я не пошла на высшее,
    окончила просто среднее специальное,
    довольна и счастлива этим,
    мне просто жалко стало своего времени
    на наше высшее,
    понимая что все равно будет
    маленькая зарплата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. к сожалению в нашей стране зарплата не зависит от образования. Но я бы не стала так категорично утверждать что "все равно будет маленькая зарплата". По крайней мере, у меня так не было. :)

      Удалить
  15. Катюш, я бы и рада своего сына на учёбу в Европу отправить, а он таким истинным патриотом оказался, что даже поразмышлять мне на эту тему не даёт...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ты скажи ему, что патриотизм выражается совершенно в других вещах, это больше похоже на упрямство :)

      Удалить
  16. Катя, а твой муж на стационаре учится или нет, я не разобрала( А какая у него в группе возрастная категория студентов?
    У нас вот ввели Болонскую систему образования, ну из твоего поста я поняла, что Та и Наша системы даже рядом не валялись, а жаль( А за интереснейший пост спасибище, показала всем знакомым девочкам, за чаем обсудили наше образовательное убожество(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в стационаре? нет, он не на врача учиться поэтому у него бывают занятия в клиники, но большая часть в институте.
      он самый старший в группе, остальные лет на 10 младше: 23 -25.
      самое интересное по учебе впереди. :)

      Удалить
  17. Спасибо за ваши мнения! Все прочла.

    ОтветитьУдалить
  18. Да, наше высшее... я вот пыталась несколько раз поступить на мед.фак., практически открытым текстом обговаривалась сумма. Я отучилась в спец. школе, у нас была МЕГА усилена биология и химия, так что, не в знаниях дело было... В итоге я расстроилась, закончила сестринское училище и стала очень хорошей медсестрой, к мнению которой врачи прислушиваются. Хочу сказать, что моё мнение о студентах, которые проходят у нас практику частенько негативное, не знают элементарных азов, но уже без 5-ти минут врачи :( А развиваться сейчас можно и самим, курсы и самообразование никто не отменяет и кто сказал, что это будет дороже чем в ВУЗе? По мне так и дешевле, и эффективнее.

    ОтветитьУдалить